346 просмотров

«Обитаемый остров. Схватка». Рецензии в блогах


Обитаемый Остров-2: Схватка за российскую фантастику

Схватка закончена, кое-кому расколотили лицо, кое-что взорвали, а попутно завершили показ первого российского фантастического блокбастера по произведению Аркадия и Бориса Стругацких. Каков же исход схватки?

На экране то же, что и в первой части, только динамичнее и громче. Герои теперь не говорят, а кричат, причем самые важные диалоги проходят либо в разгаре драки, либо во время битвы, либо на фоне еще каких-то шумных и драматических событий. Как ни парадоксально, но это пошло на пользу фильму. Бондарчук, уже показавший ранее, что умеет ставить кадр с нервом, во втором фильме разошелся не на шутку.

Сюжет по-прежнему практически не отходит от книги, а потому местами похож на истории из жизни одного персонажа, с трудом связываемые друг с другом, но зато сценарий следует основной идее, не отступая от нее ни на шаг. На экране продолжает править псевдотехническое ретро. Бомбомет так же неубедителен, как и космический корабль на осьминожьем ходу, но тем не менее так же очарователен. Мы увидим на экране те же любопытные фишки, вроде встречи с Колдуном и кукольного театра. Мы снова встретимся с хорошими актерами и замечательными персонажами. Ротмистр Чачу по-прежнему дик и необуздан, Гай — фанатичен и искренен, Умник — хитер и утончен, а Мак Сим наконец-то обрел голос и эмоции, что не может не радовать. И все это бежит, кричит, взрывается, плачет, страдает и радуется. Просто красота.

Однако, увы и ах, динамичность и надрыв, так удачно вписанные в канву сюжета, сыграли злую шутку с финалом фильма. Ибо как ураганно история летела к своему завершению, так же ураганно она и закончилась. И вопрос, застывший на постере без ответа, оказался к фильму совершенно неприменим. «На чьей ты стороне?». Как я могу быть на чьей-то стороне, если стороны не обозначены? Мало раскрыта позиция Максима и совершенно не раскрыта позиция Странника, как собственно не раскрыт и сам персонаж, оставшийся загадкой для тех, кто не читал книгу.

Впрочем, возможно, именно такой финал и нужен был этому фильму. Первопроходцу российского фантастического кино, такому спорному и такому нашему. Потому что схватка за российскую фантастику еще не окончена. И со сторонами желательно все-таки в ближайшее время определиться.

Пусть кино будет разным. Иногда спорным, но всегда интересным. И пусть кто-то пройдет по этой дороге первым.

/Идущий/
ilovecinema.ru

Когда смотрел еще первый фильм, было ощущение, будто на ребенка надели тяжеленные латы, и вот он тяжело побежал, бряцая и роняя части доспеха.

Это я конечно про целостность и стройность фильма. Поставил тогда оценку «нейтрально», так как все зависело оттого, не развалится ли вся линия в конец, или же все-таки соберется в кулак в продолжении. Это произошло, но все же сам факт разделения на двое совсем не пошел на пользу. Это было тяжелое препятствие для целостности восприятия и без того на ладан дышащую собранность сюжета. «Схватке» ставлю «+», за то, что не подкачал.

В нем мы наблюдаем даже целых два поворота сюжетного зигзага. В первом не было ни одного — только одни тоскливые «открытки» Саракша, с малозначительными придаточными сюжетиками. Типа, подрался с бандой, грохнул башню, но это ничего не поменяло, влюбился в Раду Гаал и.т.п. Все это не маловажно, но это только наслоение одного направления, которое дает постепенный крен в сторону, когда Максим решил искать правды за красными песками. Здесь же кроме таких прозаических эпизодов есть «неожиданное предложение Умника» и сразу следом «столкновение со Странником». Их бы хватило и на два фильма, но если бы каждый был бы по одному в фильме. А если сохранить последовательность повествования, то только в виде одного целого трехчасового фильма.

А вот что подпортило впечатление.
Конечно в фантастике можно любую идею мироустройства рисовать. Но Володарский со своими «Штрафбатами» уже задолбал. В первом фильме раскрывается тема «промывания мозгов» с проекцией на настоящее время — «Мы были когда-то одной большой страной». За это жирный плюс фильму. Но в чем вижу противоречивость?… Если это намек на нашу страну, то в нашей стране во все времена воевали исключительно, защищая свой дом, своих матерей, жен, детей, а не из-под палки, либо за деньги и уж точно не в результате тщательной промывки мозгов. Причем все три варианта практиковались почти везде, но в последнюю очередь у нас, и то есть серьезные сомнения. Если любовь к Родине, понятие долга перед отечеством воспринимать как результат промывки мозгов, то сама сегодняшняя идея пропаганды «как на самом деле все было» есть промывка мозгов в квадрате.

Я не против идеи Штрафбатов в несуществующем Саракше, но я категорически против ее ассоциации с нашей реальной историей.
Конечно, никто прямым текстом о такой ассоциации не говорит, однако это и есть неотъемлемая часть, так называемого «рассеянного промывания», типа как бы между прочим… ведь мы же и вправду были одной большой страной. Кстати на счет переработки сценария в целом.

После первого фильма у меня был осадок из-за утраты легкого сюрреалистического налета первоисточника. Все стало слишком серьезно. Книга четко и ясно рисовала картину Пандеии, как местность в плотном тумане, с самой плохой видимостью, что придавала дополнительный таинственный налет.

Жители — карикатурные образы, хлипкие, жалкие, убогие… пародия на нас настоящих, в контраст с «совершенством» человека будущего. Согласитесь, это забавный выверт… был.

Теперь жители Саракша, скорее просто какие-то бомжи, которые нисколько не вызывают чувства сострадания, а лишь отвращения. Во втором фильме стало ясно, ради чего произошли такие корректировки. Особенно финальная сцена. У Стругацких давно-о-о-о-о заметил наличие проблем с финалами произведений. Я раньше думал, что так все и задумано, но после прочтения «Град обреченный» понял, что все-таки это проблемы. Чаще всего недостаток идей для завершения, прикрываются размышлениями героев, «стильной» недосказанностью, или типа того. Это не особо мешает получению удовольствия от чтения, но в кино такое срабатывает крайне редко. Наверное, единственное произведение с четко очерченным финалом это «Отель у погибшего альпиниста», и то все читатели уже знали, что раз это Стругацкие, то во всем виноваты будут инопланетные обстоятельства. Но сама структура была настолько четкой, что срабатывала, не смотря на те обстоятельства.

Здесь в «Схватке» авторы постарались. Финал получился… как бы это правильно сказать… очень кинематографическим и красивым. Это положительно повлияло на впечатление от фильма в целом.

virage
ilovecinema.ru

Другие материалы

Рубрики: Отзывы в блогах



Отзывов пока нет.

Ваш отзыв

Я не робот.