362 просмотров

Правда с изнанки


Фильмы по Стругацким в российском кино ставили, как правило, большие режиссеры, сводя к минимуму, если не к нулю, фантазийную атрибутику и выводя на первый план социальные и философские смыслы. Авторы картины «Обитаемый остров» попытались перенести на экран роман, не жертвуя ни одной из его составляющих — ни философской, ни развлекательной. Получилось так длинно, что пришлось вместо одного сделать два фильма. У второй части есть подзаголовок — «Схватка». О том, что за схватка, узнает каждый посмотревший кино. Но вот на чьей стороне авторы… Этот вопрос остается без ответа и составляет главную часть интриги.

С таким размахом можно подойти только к реализации самой своей заветной детской мечты. Продюсер Александр Роднянский, прочитавший в мальчишестве «Обитаемый остров», повзрослев и заработав имя и деньги, не просто купил права на экранизацию романа — как, кстати, и еще нескольких книг Стругацких. Он увлек этой идеей Федора Бондарчука, который после успеха «9 роты» оказался в топ-листе российской режиссуры. Вместе они отобрали для проекта все ведущие «бренды» профессии, включая привлеченных иностранных специалистов (по постановке драк, например), и, не постояв за ценой, создали им идеальные условия для работы. О том, какой аппаратурой был оснащен оператор Максим Осадчий или какой арсенал средств привез с собой из Лос-Анджелеса художник по гриму Дмитрий Кириллов, в период кризиса лучше не писать, чтобы не нагнетать социальную напряженность в отрасли.

Во всех «взрослых» ролях оказались исключительно звезды и медийные лица — даже если это роли микроскопические, как у Елены Морозовой и Даниила Спиваковского, сыгравших дикторов саракшского телевидения, до боли напоминающего подведомственный тому же Роднянскому телеканал «Домашний».

А вот на три главные роли Бондарчук упорно искал «незасвеченных» молодых исполнителей — причем таких, чтобы попали визуально в уже сложившийся в его голове образ планеты Саракш. И кастинг-директором на проект позвали не обычного специалиста по подбору актеров, а театрального художника Павла Каплевича, для которого дизайн лиц не менее важен, чем лицедейские способности претендентов.

Пробы на фильм прошли все юные красавицы и красавцы российского кино, в «знаменателе» оказались персонажи действительно новые и весьма неординарные. Петр Федоров (Гай Гаал) — музыкант, неформал, в юности убежденный, что большего трэша, чем актерская профессия, не сыскать, но в итоге ставший-таки актером и сумевший ради «Обитаемого острова» изменить свой облик до неузнаваемости. Уже после окончания съемок «Острова» Федоров спродюсировал антифашистский фильм «Россия 88», в котором сыграл главную роль и который наделал столько шума…

Юлия Снигирь (Рада Гаал) — мастер спорта по шахматам, обыгрывавшая мировых гроссмейстеров, модель с дипломом преподавателя английского языка, студентка театрального училища, после выхода первой части «Обитаемого острова» бросившая институт с целью дальнейшего поиска своего места в жизни.

И, наконец, главный герой — Максим Каммерер. Бондарчук искал на эту роль не просто красивого и обремененного интеллектом молодого актера — такого, например, как Максим Матвеев («Тиски», «Стиляги») или Даниил Козловский («Гарпастум», «Мы из будущего»). Он искал юношу, который был бы похож на пришельца. Нашелся 20-летний Василий Степанов, мальчик из суровой милицейской семьи, недоучившийся юрист, профессиональный спортсмен — специалист по рукопашному бою, абитуриент театрального института, внешне абсолютнейший «брат Милы Йовович». После выхода первой части фильма он коротко постригся, спрятался от поклонников и решил не принимать пока предложения новых ролей — чтобы можно было наконец сосредоточиться на учебе.

Я недаром так подробно останавливаюсь на актерах. (Помимо исполнителей трех главных ролей, стоит, конечно, выделить самого Бондарчука в роли Прокурора, Алексея Серебрякова — Странника, Андрея Мерзликина — Фанка и «Неизвестных отцов» во главе с Максимом Сухановым). В конечном итоге — несмотря на все титанические усилия художников, гримеров, супервайзера по компьютерной графике, постановщиков трюков — именно актеры, их совместно с режиссером выстроенные образы и стали тем главным, что несет в себе «Обитаемый остров».

Похоже, что с романами Стругацких происходит примерно то же, что в старом анекдоте про конверсию: «собирали трактор, а получается танк». В какую современную, яркую, навороченную «обложку» их ни запрятывай, какими спецэффектами ни снабжай, на первый план неуклонно выходит история про соотношение человека и социума, границу прав на вмешательство в чужую жизнь и границу личной свободы.

На мой взгляд, фильм «Обитаемый остров», вне зависимости от намерений его авторов, куда в большей степени антиутопия, чем фантастика. Не знаю, много ли зрителей, не читавших роман, разберутся в том, чем мутанты отличаются от выродков, кто хуже — северяне или южане и зачем вообще в этой истории нужны голованы. Но история про то, как Землянин из идеального будущего прилетает на планету с тоталитарным режимом, жители которой к тому же убеждены, что живут на внутренней стороне шара, находит там друга, любовь, понимает, что правители и революционеры этой страны достойны друг друга, и бросается спасать ставшую вдруг ему родной планету, сметая все на своем пути, — так вот, эта история захватывает чрезвычайно.

Мне нравится, как придуманы и решены облик и имперского города, столицы Саракша, и города мутантов. Некоторые мои коллеги усматривают в визуальном ряде фильма заимствования из всех известных образцов мировой кинофантастики, но, по-моему, гораздо больше здесь отсылов к фламандской и итальянской живописи. Недаром Сергей Федорович Бондарчук заставлял сына часами разглядывать репродукции полотен Возрождения.

Но самыми интересными и сильными моментами фильма кажутся все-таки не эти изысканные панорамы, а эпизоды, никакого отношения к живописи Великих мастеров не имеющие: посадка штрафников на поезд, идущий на фронт, или сцена, когда под отчаянно хлещущим дождем ротмистр Чачу с повадками Дуче (Михаил Евланов) перед началом танковой атаки обращается к солдатам-смертникам… За этими энергичными, предельно жесткими, без всяких намеков на фантастику сценами уже вырисовываются контуры будущего фильма о Великой Отечественной, который мечтает снять Бондарчук.

Мощно выглядит и охваченный революционным волнением город — и вновь никакой фантастики, эпическое социальное полотно — в лучших традициях «советского Голливуда», к которому Бондарчук-младший все-таки гораздо ближе, чем к настоящему Голливуду.

Наверное, в артхаусном, притчевом кино финальный словесный поединок «младореформатора» Максима и «консерватора» Странника происходил бы где-нибудь в баре, неспешно и рассудительно. Здесь они ведут философский диспут, отчаянно колотя друг друга — причем по новомодной канадской технологии постановки драк, но суть от этого не меняется. И сводится эта суть к простому вопросу: а имеет ли право человек извне вмешиваться в жизнь чуждой ему цивилизации? Максим, носитель либеральных идей, убежден, что да. Странник — что это вмешательство лишь пробудит темные силы, доселе дремавшие в простых, подавленных тоталитарным режимом людях, но не решит проблем ни инфляции, ни проигранной «маленькой победоносной войны», ни надвигающегося голода…

Максим красив, по-бойскаутски честен, предан друзьям и харизматичен. Странник — тоже харизматик, но жесткое его обаяние явно с отрицательным зарядом. Хочется верить прекрасному юноше, но все происходящее в это время на улицах саракшской столицы, увы, подтверждает правоту его оппонента. Как, собственно (чего таить), и личный опыт собравшейся на премьеру в «Пушкинском» разношерстной публики — от «форбса» Прохорова до «поп-короля» Киркорова. Как, впрочем, и опыт сорокалетних создателей фильма, хотя последнюю фразу: «Я ни в чем не раскаиваюсь» — они все-таки после долгих размышлений и споров оставили за Максимом.

По сценарию, в финале камера должна была взять широкую панораму, открыв пред зрителями удивительную картину: государство Саракш действительно расположено на внутренней стороне шара. В фильме камера как бы выныривает изнутри планеты и переходит вовне, в необъятную Вселенную, где Саракш — одна из миллионов планет. И похоже, что это не сбой в компьютерной графике. У авторов просто нет однозначного отношения к тем событиям, что разворачиваются в их фильме. А делать вид, что есть, они не хотят.

Лариса Юсипова
www.izvestia.ru

Полезная ссылка

Комедийный сериал Американская семейка рассказывает историю о нескольких совершенно разных семьях и умело высмеивает проблемы современного общества, понятные не только американцам, но и зрителям всего мира. Сериал Американская семейка был тепло встречен и критиками, и зрителями. Он был номинирован на множество наград. Посмотреть бесплатно все серии сериала или скачать их себе на локал можно на сайте www.modernfamilytv.ru

Другие материалы

Рубрики: Материалы в СМИ



Отзывов пока нет.

Ваш отзыв

Я не робот.